Главная » Статьи » Наши публикации

Так ратифицировала ли Россия "Женскую конвенцию"?
18 декабря 2009г. исполнилось 30 лет как Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин (CEDAW или «Женская конвенция»). Сейчас 180 стран мира так или иначе являются участниками Конвенции, подписав, ратифицировав или присоединившись к ней. Однако, многие страны, подписывая, сделали ряд оговорок к различным положениям документа, причём некоторые оговорки подрывают саму основу Конвенции и это несмотря на запрет таких возражений, которые несовместимы «с целями и задачами» Конвенции (ст.28(2)).
СССР подписал документ в 1981г. без каких-либо оговорок, а РФ являясь государством-правоприемником Советского Союза приняла на себя все обязательства по Конвенции.
Итак, цель Конвенции — устранить все формы дискриминации в отношении женщин и под дискриминацией, согласно статье 1, понимается «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области». Т.е. она предусматривает именно ликвидацию дискриминации в отношении женщин, а не просто требование, так называемой, «гендерной нейтральности» - равного обращения с   мужчинами и женщинами. Она запрещает и любую деятельность, способствующую сохранению дискриминации женщин (ст.2).
В  CEDAW заявляется, что государства-участники принимают меры для обеспечения равенства в политической деятельности, в образовании и здравоохранении, в экономической и культурной деятельности, в трудовых, семейный и супружеских отношениях и т.д.
В принципе можно бесконечно перечитывать документ, каждый раз восклицая: «Как же всё здорово! Наконец-то!», радоваться, что и наша страна ратифицировала Конвенцию. Однако Комитет ООН по  ликвидации дискриминации в отношении женщин, созданный для надзора за исполнением положений документа, не обладает необходимыми средствами контроля за соблюдением государствами, взятых на себя обязательств. И уж, если посмотреть на РФ, то обязательства тут явно не соблюдаются.
В Конституции РФ нет определения дискриминации женщин, она просто провозглашает принцип равенства полов, но не содержит конкретного, чёткого запрета на дискриминацию по признаку пола. В своё время Комитет ООН рекомендовал России принять отдельное законодательство, чтобы действительно обеспечить эффективные меры в борьбе за ликвидацию  дискриминации женщин. В январе 2003г. в Госдуму был внесён проект закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей для мужчин и женщин в Российской Федерации» и даже был принят в первом чтении в марте того же года, но дальше о нём забыли. Вспомнили только спустя 3 года, когда в апреле 2006 планировалось втрое его чтение, однако, он до сих пор не принят.
В России отсутствует механизм контроля за выполнением положений Конвенции, согласно которым государства-участники обязуются принимать меры к тому, чтобы обеспечить «одинаковые возможности» мужчинам и женщинам в свободном выборе профессии или рода работы, при найме на работу, при продвижении по службе, на равную оплату труда за одну и ту же работу и пр. (ст.11 CEDAW). Государство не оказывает матерям-одиночкам практически никакой социальной поддержки, ведь при существующей судебно-исполнительной системы взыскать с бывших отцов алименты практически невозможно.
Несмотря на рекомендации Комитета  ООН в РФ до сих пор не принят специальный закон против семейного насилия в отношении женщин, домашнее насилие не приравнивается к уголовному преступлению. Интересно, что соответствующие законопроекты несколько раз вносились на рассмотрение Госдумой: в 1996г. закон «О предотвращении насилия в семье» - снят с рассмотрения в 2001, в 1997 — закон «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» - снят в 1999, в 2006 - «О предупреждении и профилактике насилия в семье» - до сих пор не принят. Видимо, для наших парламентариев домашнего насилия не существует.
Преступления, носящие сексуальный характер, у нас в стране   по-прежнему сводятся только к насильственному свершению полового акта. За все остальные виды сексуального домогательства нет никакого наказания, ведь и само определение «домогательства» в законах не прописано. Но даже там, где имело место изнасилование, дело до суда доходит редко: сотрудники правоохранительных органов часто вынуждают женщин забирать заявления, заявляя, что сексуальное насилие трудно доказать, что женщинам опять придётся страдать при  разбирательстве дела в суде, что они сами виноваты — не надо было провоцировать мужчину, да и сами женщины отказываются обращаться за помощью  в правоохранительные органы, так как при наличие существующих в обществе установок лучше не предавать огласке случившееся.
Таким образом, на законодательном уровне основные положения «Женской Конвенции» не работают. Но не работают они не только по причине несовершенства законодательной системы. Не работают они ещё и потому,  что в стране вообще отсутствует механизм, способ реализации принципа равноправия полов, ведь эта проблема не считается особо актуальной. Государством не выделяются средства для обеспечения работы механизма ликвидации дискриминации женщин ни на уровне продвижения идей равноправности, ни в плане защиты тех, кто пострадал от дискриминации, ни, тем более, в отношении предотвращения дискриминации вообще как социального явления. В обществе незыблемы стереотипы в отношении традиционных ролей женщин и мужчин. Эти стереотипы не только укрепляются школой, СМИ, но ещё и государственными инициативами, которые касаются только репродуктивных функций женщины, а более ничего, других проблем просто как будто не существует.
 И это неудивительно, ведь сейчас в Госдуме всего 14% женщин (63 человека) депутатов, на местных уровнях — в среднем 10%, но и те, простите, вынуждены идти вслед за мужскими инициативами. Да, у нас теперь целых 2 министра-женщины, но в глобальном масштабе — это всё равно что ничего. Достаточно вспомнить, что  несколько раз Центральная избирательная комиссия по инициативе В.В. Путина пыталась инициировать внесение поправки в закон «О выборах депутатов Госдумы», согласно которой численность женщин в партиях должна была быть не менее 30%, однако, эта инициатива ни разу не нашла поддержки у думского большинства.
Итак, официальная политика в отношении женщин направлена в основном на стимулирование рождаемости и на укрепление семьи. Но при этом государство не создаёт необходимых условий, которые побудили бы женщину иметь детей: нет доступных детских учреждений, детские пособия незначительны, работодатель часто требует подписывать «обязательство не забеременеть» в течении определённого срока или просто увольняет в связи с беременностью и материнством.  Если заглянуть глубже, то можно увидеть, что более трети всех детей рождаются в России вне брака, более половины браков распадаются, и получается огромное армия матерей-одиночек, являющихся единственным кормильцем в семье.
 При найме на работу существует скрытая дискриминация — когда независимо от уровня квалификации женщине отказывают, если на то же место претендует мужчина. Кроме того, для женщин существует ещё и возрастной ценз — не старше 35-40 лет, в следствии чего женщине приходится браться за любую работу, подчас и без оформления трудовых отношений. Да и оплата труда женщины, несмотря на положения Трудового кодекса, составляет чуть больше 60% от оплаты труда мужчины. Женщины составляют подавляющее большинство работающих на низкооплачиваемых должностях в государственном секторе и именно женщины оказываются чаще всего безработными. Всё это ведёт к тому, что в стране прогрессирует феминизация бедности.
На рабочем месте распространены сексуальные домогательства, они распространены до такой степени, что подчас воспринимаются как «норма». Мало того, в сознании общества, судей, сотрудников правоохранительных органов бытует мнение, что любые сексуальные домогательства, даже изнасилование, происходит по вине самой  женщины. По данным отчёта о выполнении Российской Федерацией обязательств по выполнению требований Конвенции ООН  о ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин выпущенным Программой правовых инициатив для стран Центральной Европы и Евразии Американской ассоциации юристов в 2006г.: четверть опрошенных женщин подвергались сексуальному насилию и около 80% испытали психологическое насилие.
Широко распространено домашние насилие: 56% женщин получали угрозы физического насилия или, как минимум, один раз стали жертвами насилия со стороны мужей. По официальным данным Департамента охраны общественного порядка МВД России: до 40 процентов всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях;  ежегодно около 14 тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких и 3 тысячи женщин убивают своих мужей или партнеров, причем в 9 из 10 случаях - когда женщина подвергалась систематическим избиениям и насилию; ежегодно в семьях подвергаются насилию и около двух миллионов детей.
Таким образом, в России наблюдается рост социальной незащищённости женщин, что отрицательно сказывается на возможности добиваться гендерного равенства.  Женщины, поставлены на грань выживания, и не удивительно, что они не могут отстаивать свои права. В тоже время государственным мужам просто нет дела до женских проблем.
Так что же тогда для России Конвенция ООН  о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин?
Ещё в 2005г. Луиз Арбур, Верховный комиссар ООН по правам человека, по случаю Международного женского дня заявила: «Для того чтобы права человека стали реальностью для каждой женщины, необходима политическая воля на всех уровнях. Международное право также требует, чтобы государства обеспечивали осознание женщинами своих прав. Крайне важно, чтобы общество в целом признало свою роль в повышении уважения и внимания к соблюдению прав человека в отношении женщин. Государства должны принять все возможные меры по изменению культурных и социальных стереотипов, приводящих к дискриминации в отношении женщин… Государства также должны тщательно расследовать, преследовать и наказывать за нарушения прав женщин, даже когда они совершаются частными лицами. Женщины должны иметь доступ к правосудию и закон должен обеспечивать им равное отношение». 
Но эти слова, видимо, были обращены не в нашу сторону....
Категория: Наши публикации | Добавил: Яр (06.12.2010)
Просмотров: 585
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]