Главная » Статьи » Наши публикации

Награда найдет своих героев
Наташа Биттен. Диалог женщин № 12
Специально для журнала «Диалог женщин»

В конце 2010 года инициативная группа «За феминизм» (г. Москва») учредила интернет-премию «Сексист года». 
* * *
С понятием «сексизм» в России мало кто знаком. Но только с понятием. Сексизм как явление присутствует в жизни всех россиян.
Классическое определение сексизма – дискриминация по признаку пола. Это выражается в стереотипных представлениях о негативных качествах, которые приписываются всем представителям определенного пола. В патриархатных обществах сексизм в основном обращен против женщин.  Женщинам с самого рождения навязывают стандарты поведения, выгодные мужчинам. Женщин искусственно ограничивают в выборе сфер занятости (и довольно часто связывают их с так называемым «естественным предназначением» - рождением и воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства), к женщинам предъявляют  завышенные требования в том, что касается поведения и внешнего вида, в том, что касается сексуальности. Эти дискриминационные практики настолько встроены в социальный и культурный контексты, что воспринимаются как норма большинством людей. Именно в этом – главная опасность сексизма. Из-за него дискриминация женщин становятся обыденным и повсеместным явлением.
Феминистки первыми сформулировали понятие сексизма и начали борьбу с этим явлением. В европейских странах сейчас уже становится нормой, когда любая публичная фигура может поплатиться карьерой за высказывания, унижающие женщин. Недавний пример: известный британский футбольный комментатор Энди Грэй был уволен за оскорбительные высказывания в адрес одной из судей матча премьер-лиги Шан Мейси. Он в грубой форме поставил под сомнение ее профессиональные качества, только потому, что она – женщина. Теперь Энди Грей пытается через суд восстановиться на работе…
Подобная же участь ожидала и главу городской фракции Народной партии Швейцарии в Люцерне Рене Куна, который сравнил швейцарских женщин с огородными пугалами, поскольку те не закрашивают седины и не носят шпильки. Особенно он прошелся по внешности феминисток из левого политического лагеря. Эти заявления вызвали столь негативную реакцию общества, что через несколько дней Кун вынужден был уйти в отставку.
 Согласитесь, в современном российском обществе подобные случаи невозможно себе представить.  Все, кому ни лень: от политиков до журналистов, от бизнесменов до писателей и религиозных деятелей - не стесняясь в выражениях и абсолютно безнаказанно, позволяют себе сравнивать российских женщин то с проститутками, то с клоунами, призывают ограничивать конституционные права женщин, контролировать их внешний вид, лишать свободы за аборты… 
Именно поэтому активистки инициативной группы «За феминизм» решили привлечь общественное внимание к сексизму, как к явлению.  В нашем понимании демократия – это форма общественного договора, когда публичные персоны (политики, предприниматели, общественные деятели, журналисты) готовы отвечать перед обществом за свои слова. К сожалению, в современной России за слова отвечают лишь изредка журналисты, и почти никогда - политики.
Это несправедливо. Мы видим свою задачу в том, чтобы развивать общественный диалог,
делать проблему сексизма видимой и значимой. Мы мечтаем о том, что настанет время, когда из-за сексистских высказываний и российские политики будут вынуждены подавать в отставку.


* * *
Интернет на сегодняшний день – наиболее свободная и демократичная информационная среда. Поэтому  призыв выдвигать кандидатов на звание главного сексиста 2010 года в  сообществе LiveJournal «За феминизм» (http://community.livejournal.com/zafeminizm/) был услышан и активно поддержан блогерами. С особым энтузиазмом идею приветствовали участницы ЖЖ-сообщества feministki (http://community.livejournal.com/feministki/).
ВРЕЗКА
Выдвижение кандидатов проходило по трем номинациям:
I. Сексист года (личный зачет). Здесь номинировались авторы наиболее одиозных сексистских высказываний.
II. Сексистская реклама года (командный зачет). В эту категорию попали видео- и аудио-ролики, а также реклама в печатных СМИ и наружная реклама.
III. Специальный приз был учрежден для женщин, делающих антиженские заявления (высказывания).

Интернет-голосование  длилось с 7 по 12 января 2011 года на сайте инициативной группы «За феминизм» (http://www.zafeminizm.ru/). По его итогам и были определены победители.
В личном зачете победу одержал журналист Дмитрий Соколов-Митрич, получивший 28 процентов голосов за статью «Мужское счастье», опубликованную в газете «Взгляд». 
Цитата: «А зачем нам вообще человек женского пола ? со всей его сегодняшней культурно-идеологической нагрузкой ? после того, как этому человеку исполняется 40 лет и он окончательно теряет единственное, что в нем было женского ? внешнюю привлекательность? Что нам теперь с ним делать?»
В командном зачете победили творческие  коллективы компании EVYAP и AMK Znamenka  за рекламный ролик средств для бритья ARKO со слоганом: «Родиться мужчиной – это плюс». Этот ролик насаждает стереотип, будто мужчина по определению лучше женщины, что родиться женщиной – это минус.
В номинации «Специальный приз для женщин, делающих антиженские высказывания» с абсолютным отрывом от конкуренток (90 процентов) победила Председатель ЦИК Республики Беларусь Лидия Ермошина.
Ее кандидатура привлекла внимание белорусских блогеров и независимых интернет-СМИ, которые массово публиковали информацию о выдвижении Ермошиной на звание главной сексистки года. Поводом стало ее высказывание на пресс-конференции о влиянии «жесткого разгона» демонстрантов на признание легитимности президентских выборов в Беларуси, среди которых было много женщин. Она заявила: «…этим женщинам делать нечего. Сидели бы дома, борщ варили, а не по площадям шастали».
Блогосфера тут же отреагировала демотиватором «Не умеешь считать? Сиди дома вари борщ!». Под этим же лозунгом был организован феминистский флэш-моб: сбор личных фотографий женщин с кастрюлями…
Все это и определило выбор главного приза Премии - Кубок победительницы, изготовленный из высокопрочного металла, покрытого декоративной эмалью, в форме кастрюли отправился ценным грузом в адрес Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь вместе с Дипломом «Сексист года-2010»!
* * *
Организация вручения Дипломов победителям состоялась при поддержке Музея женской истории, истории женского и гендерного движения (Украина, г. Харьков) и гендерной фракции РОДДП «Яблоко».
Хотя все победители были заранее приглашены на церемонию вручения Премии, ни один из них, на мероприятие не явился.
Тем не менее, мероприятие стало успешным. Собравшиеся обменялись мнениями по поводу номинантов и результатов голосования.
Председатель Гендерной фракции РОДП «Яблоко» Галина Михалева обратила внимание на показательный факт – среди претенденток на Специальный приз оказалась Депутат Государственной Думы РФ от фракции «Единая Россия» Екатерина Лахова, глава «Союза Женщин России».
Лахову номинировали за то, что она публично поддержала дискриминационное высказывание протоиерея Всеволода Чаплина, переложившего вину за изнасилования с преступников на жертв. 17 декабря 2010 года на пресс-конференции в Москве он заявил: «Если она носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более не права», - транслируя таким образом и сексистские, и националистические стереотипы (обвиняя всех представителей Кавказского региона в склонности к сексуальному насилию).
Галина Михалева сказала по этому поводу: «Наше официальное женское движение, имеет классическую историю: Комитет советских женщин, приводной ремень КПСС, используя политическую косметику, превратился в приводной ремень тандема. Эта организация вместо защиты прав и возможностей женщин, в соответствии с 19 статьей Конституции, на самом деле приносит вред, и об этом надо говорить прямо».
Отдельно обсуждался вопрос о сексистской рекламе.
Реклама играет особую роль в современном обществе. Каждый день мы видим сотни рекламных сообщений, которые незаметно влияют на нас, формируя определенные модели поведения и стереотипы, социальные роли и индивидуальные предпочтения. Средний европеец «потребляет» в день порядка 2500 рекламных объявлений (как по традиционным каналам - по телевидению, радио, из прессы и наружной рекламы, так и через интернет).
К сожалению, в последние годы в рекламу вернулись худшие из устаревших клише, где женщина представлена в роли домохозяйки или танцовщицы, зазывающих мужчин приобрести какой-либо товар. Реклама становится по-настоящему опасной, когда использует сексистские стереотипы и укрепляет их, формируя у аудитории представления о взаимоотношениях мужчин и женщин как об отношениях насильника и жертвы, демонстрируя обыденность насилия. Сексистская реклама опасна тем, что дегуманизирует женщин, представляя их лишь в качестве сексуальных объектов. Серьезность ситуации заключается в том, что реклама обладает сильным влиянием на молодежную аудиторию, что может иметь негативные отдаленные последствия, в частности, сделать невозможным прогресс в достижении гендерного равенства (равенства между мужчинами и женщинами).
Поэтому собравшиеся подчеркнули, что создатели рекламы должны нести особую ответственность за создание рекламных продуктов, пропагандирующих насилие, неуважение к личности, подстрекающих к насильственным действиям  между представителями разных полов.
В ходе дискуссии руководитель Школы активного горожанина РОДП «Яблоко» Татьяна Овчаренко отметила что, с точки зрения теоретиков создания рекламы, акцент на половую привлекательность - это примитивный метод, демонстрирующий полную творческую беспомощность.
Овчаренко также обратила внимание на то, что одним из номинантов на звание «Сексист года-2010» стал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Она сказала, что Зорькин, возглавляющий главное российское учреждение в части защиты прав граждан, уже не в первый раз проявляет поразительную беспомощность в аргументации по вопросу равенства полов, явно игнорируя Ст. 19 Конституции РФ.
Редактор сайта Демагогия.ру, Сергей Рыженков предложил создать инициативную группу, которая, при поддержке партии «Яблоко», попытается разработать законодательную инициативу по ограничению сексистской рекламы.
Активистки инициативной группы «За феминизм» присоединились к этому предложению. А также обратились к собравшимся в 2011 году брать на заметку сексистские высказывания политиков и общественных деятелей, а также сексистскую рекламу. Список номинантов на звание «Сексист года-2011» надо начать формировать уже сейчас. 




Источник: http://issuu.com/galapetri/docs/dialog__12__prewiew_for_site?viewMode=magazine
Категория: Наши публикации | Добавил: Wander_Woman (05.03.2011)
Просмотров: 426
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]